На этот раз изумленные читатели будут порадованы необычной рецензией. Она будет в двух частях – не вообще что-то из ряда вон выходящее, но для автора такое случилось впервые. Книга довольно объемная, прочитано около половины, но финал ее для меня по-прежнему непредсказуем, хотя есть несколько предположений, руки чешутся что-нибудь написать, в общем, получилось то, что получилось.

11/22/63

Хотелось бы сказать несколько слов, для кого эта рецензия. Есть такие люди, которые считают, что их мнение всегда единственно верное. Они обладают абсолютным слухом и поэтому слушают только лучшую музыку. Они обладают идеальным зрением и поэтому смотрят лучшие фильмы. У них тончайшее осязание, что позволяет им тончайше чувствовать форму женской груди. Обоняние позволяет отличить собственное пуканье от пуканья любого другого человека. Они редко читают книги, но это тоже следствие исключительной разборчивости. Весь мир для них поделен на черное и белое. Белого совсем мало.

Эта рецензия не для них. Потому что Стивен Кинг, написавший эту книгу, за всю жизнь не написал ни одной приличного рассказа, не говоря о романах. Да что там говорить – любой абзац, набранный на его ноутбуке, априори унылое говно. И все оттого, что Кинга читает слишком много людей, а если что-то нравится миллионам, то оно наверняка отстойная штамповка. Вот вам пример – «Гарри Поттер», по которому сохнут толпы малолеток и снимаются кассовые беспонтовые фильмы. Признаюсь, я прочитал пару последних книг этой эпопеи, и у меня не возникло желания прочитать первые пять, – вероятно, магия Джоан Роулинг оказалась слишком слаба, чтобы заразить меня.

Хотите спросить, читали ли «идеальные критики» хотя бы одну книгу Кинга? Уверен, что нет. Причина озвучена выше. Так что рецензия для тех, кому творчество этого писателя нравится, или, в крайнем случае, хочется ознакомиться с моим мнением.

День сурка от Стивена Кинга

Именно такое впечатление сложилось у меня в самом начале чтения этой книги. Конечно, я знал, что это за дата, и понимал, почему ее потребовалось выносить в название. Во многих книгах Кинга видно, с каким почтением или даже с трепетом он относится к Кеннеди. И неоднократно говорится о том, что Пиндостан стал бы Америкой, а весь мир лучше и добрее, если бы президент остался жив. Так что название книги – день, когда некто по фамилии Освальд застрелил 35-го президента Штатов. (Да, у пиндосов идиотская система записи дат, логики в ней нет ни капли, но что ж теперь поделать). Мне кажется, Кинг сильно заблуждается на этот счет, – президенты давно ничего не решают. Хотя кто знает, может, раньше все было немного иначе. Во всяком случае, Джон Кеннеди пытался проводить свою политику, и весьма успешно.

Извините, отклонился от темы. День сурка. Эта аналогия возникла не на пустом месте. Где-то в СШП есть закусочная, а в ней кладовка. Если зайти в эту кладовку, то можно попасть в 1958 год. Буквально попасть, никакие психотропные препараты здесь не причем. Владелец закусочной много лет отправлялся в прошлое, чтобы покупать там фарш для бургеров. Хитрость перемещения была в том, что сколько бы и чего бы он оттуда не вынес, там не убывало. Оттого, что каждый раз при любом следующем перемещении во времени, там происходило «обнуление». Понимаете? День сурка.

Но при этом человек, спускавшийся по ступенькам в 58-й год, мог находиться там сколько угодно времени, мог спиться, жениться, облысеть, заболеть раком. То есть, он старел в прошлом, чего по странной причине не происходило в «Дне сурка». Помните, Билл Мюррей много раз умирал по ходу фильма. И просыпался. Если бы Эл Темплтон умер в прошлом, увы, ничто бы его не воскресило.

И еще одно – он мог влиять на будущее. Вплоть до следующего обнуления. До перезагрузки.

В конце концов, мистер Темплтон – истинный американский патриот (что не мешало ему торговать бургерами с фаршем пятидесятилетней выдержки) – приходит к мысли о том, чтобы спасти президента Кеннеди. Глядя на ужимки и прыжки обезьяны в Овальном зале, я бы тоже задумался об этом. Согласитесь, Никсоны-Картеры-Рейганы – это чуваки, которые затеяли самое большое количество войн за последние несколько столетий. Буши – милитаристы, а последний еще и умственно отсталый. Клинтон вообще ничего о себе не оставил, кроме спермы на губах Моники. А Обаму все могут лицезреть прямо сейчас.

Увы, Эл Темплтон – пожилой человек, к тому же во время реализации своего плана спасения президента, он заболевает раком. Поэтому вся книга вертится вокруг другого патриота, помоложе. Зовут его Джейк Эппинг. Эл увлек его своей идеей.

Мне не хотелось бы рассказывать все, что я узнал, прочитав половину книги. Просто поделюсь впечатлениями.

Классно. Давно ничего не читал с таким удовольствием. Когда приступил к «Истории Лизи», то подумал, что Кинг исписался, что «Темная башня» была его вершиной, что нужно искать других авторов. И очень рад, что ошибся.

Это не ужасы в обычном смысле. Это скорее околонаучная фантастика, немного мистики, и очень много драмы. Меня всегда поражало то, как Стивену Кингу удаются образы людей. Ты их буквально чувствуешь. И я, как писатель главным образом экшн-сюжетов, по-хорошему завидую ему, но понимаю, что мне никогда не приблизиться к такому уровню описания. Нужна феноменальная память, чтобы писать о таких мелочах. И нужно быть тонким психологом, чтобы так понимать других.

Джейк Эппинг меняет мир. Он хороший человек, и помогает другим по мере сил. Невольно задумываешься, как бы поступил ты на его месте? В прошлом слишком много соблазнов, чтобы, образно говоря, не перейти на темную сторону. Твое основное оружие – знание, что сродни предвидению. Ты можешь пожелать власти и получить ее. Останешься ли ты хорошим человеком после этого? Что-то я очень сомневаюсь.

Впрочем, прошлое, хотя и поддается влиянию извне, упорно сопротивляется. Мне кажется, это естественный природный процесс. Представьте, что вам нужно извлечь блок из некоей египетской пирамиды. С верхним удастся справиться достаточно легко, а на нижний будут давить все остальные, придется попотеть. Так же и со временем. Небольшое изменение, вроде сломанной ветки, пройдет относительно легко и будет иметь небольшие последствия (хотя и тут могут быть нюансы – вдруг когда-нибудь, когда это дерево вырастет, ветка превратится в толстый сук, на котором повесится известный маньяк, но из-за вашего изменения он останется жив и продолжит свою серию убийств; притянуто за уши, ну и пусть). Серьезное, вроде спасения миллионов жизней, может оказаться невозможным.

И я думаю, что книга закончится неудачно. Не сможет Джейк Эппинг спасти президента. Или сможет, но изменить мир не получится. По-прежнему будет Вьетнамская война и все последующие. Может быть, он сможет спасти человека, но навряд ли ему удастся спасти историю.

Впрочем, давайте посмотрим?