Печать
Категория: Рецензии
Просмотров: 617

Всегда приятно, когда есть возможность провести сравнительный анализ книги и фильма. И первое, что мы видим в нашем случае, это то, что наши киношники снова отличились с переводом названия. «Девочка, наделенная всеми дарами» никак не могла превратиться в «Новую эру Z» – в крайнем случае, в «Дары Пандоры», как книга. Впрочем, это уже привычно, и нет смысла останавливаться на кретинизме Мединского и его команды.

Признаюсь, что прочитать эту книгу и посмотреть фильм мне захотелось из-за принцессы Тамины.

01

Однако здесь она совсем не такая, что, в общем-то, неудивительно для заурядного зомби-ужастика.

Хотя и автор книги, и создатели фильма уверены в том, что сотворили нечто абсолютно нетривиальное. Действительно, в тексте очень большое внимание уделено биологии зомби. Оказывается, все дело в грибке под названием офиокордицепс, который на самом деле зомбирует муравьев, заставляя их действовать в целях размножения грибка. В какой-то момент грибку надоела муравьятина и он решил поработить весь мир. Или наши коллеги из Лэнгли санкционировали некие исследования, которые по древней голливудской традиции пошли не так.

На самом деле, ничего особо нового в использовании грибной темы нет. Можно поиграть на PS3 в The Last Of Us, в которой тот же грибок делает из людей зомби. Впрочем, считается, что книга и игра создавались параллельно и абсолютно независимо друг от друга. Не будем вдаваться в авторское право – это вовсе не наша тема.

Короче, этот кордицепс, проникая в организм человека, перехватывает управление нейронными цепями, тормозит деятельность головного мозга и активизирует голод (впрочем, не вполне понятно, каким образом грибы могли догадаться, что это лучший способ быстро размножиться; мне кажется, что настоящим грибам было бы совершенно пофиг). И сначала мне эта идея показалась действительно очень неплохой, ведь это была реальная попытка хоть как-то обосновать зомби-апокалипсис. Надо сказать, что все прежние, считая T-вирус и некромантию, казались слишком уж притянутыми за уши, а в большинстве случаев авторы вообще не парятся объяснениями – люди просто становятся зомби, и все тут. Однако вскоре оптимизм по поводу оригинальности книги улетучился – в тот самый момент, когда оказалось, что организм зомби прекрасно существует, будучи сильно поврежденным – например, разорванным пополам. Еще в «Ходячих мертвецах» мне эта фишка казалась слишком нереальной. Когда авторы пытаются дать научное обоснование зомби, то их основная ошибка в том, что они изображают зомби в стиле «Зловещих мертвецов». А ужасы перестают быть ужасами, когда воспринимаются как комедия.

Впрочем, здесь хотя бы объясняется, с какой целью зараженные хотят кушать, – оказывается, чтобы гриб мог расти и не поедал организм носителя-симбионта. А в остальных объектах культурного зомби-наследия и этого нет – они просто жрут, легко отличая людей от себе подобных (по запаху, как в «Ходячих мертвецах», в лицо, как в «Зловещих мертвецах», или необъяснимым мистическим образом). Причем никто не задается вопросом метаболизма мертвого тела, и все потому, что его метаболизм связан единственно с разложением.

Рассмотрим банальную ситуацию, которая происходит сплошь и рядом. Пусть некий зомби напал на Васю Пупкина и съел пару килограммов его ягодичной мышцы. Желудок набит. Все, в зомби больше ничего не лезет, переварить пищу он не в состоянии, и теперь остается только ждать, когда пища сгниет вместе с желудком. Надо сказать, что на свежем воздухе это произойдет достаточно быстро и с выделением неприятного запаха. Что же делать тому зомби, внутренности которого были съедены его собратом в процессе инициации? А как насчет бесконечной энергии и безграничной силы? Откуда это все берется, если притока энергии нет из-за того, что обменные процессы остановлены, потому что кровь не течет, потому что сердце не бьется, потому что тело неживое?

В «Дарах Пандоры» тело до определенного момента живо, и это радует. Это прогресс.

Есть и еще один момент, без которого книга не смогла бы состояться. Дети, которые заражены, но грибок в них развивается как-то не так, особым «дружелюбным» образом. Мелани, та самая девочка с дарами, из их числа. Наш друг, который пишет книги про демонов, назвал бы их «высшими зомби».

И здесь мы сталкиваемся с противоречием, которое никто не удосужился нам объяснить ни в книге, ни в фильме. Вернее, они попытались, но сделали еще хуже.

Понимаете, это дети, которые родились от зараженных родителей. В книге они были зачаты зараженными людьми, в фильме прогрызли путь из чрева матери. Каким образом можно что-то грызть, не имея зубов, пусть останется на совести сценаристов. Однако основной причиной, по которой появление этих уникальных детей – тех, кто будет править планетой следующий миллион лет, – невозможно, является то, что нам показывают очень быстрое превращение человека в зомби. Несколько часов в книге, несколько минут в фильме. Допустим, можно трахнуться после того, как тебя укусили, хотя думается, что укушенного будут занимать совсем другие проблемы. Но выносить зубастый плод за эти часы как-то совсем нереально.

Зачем это реализовали именно таким образом, неясно. Грибок – штука, которая вообще распространяется очень медленно, поэтому все приняли бы как данность инкубационный период в несколько месяцев. Ладно, фильм – там требуется динамика. Но в книге она совершенно ни к чему.

Есть у меня одна мысль, оправдывающая скорость распространения инфекции, – способов лечения грибковых заболеваний имеется более чем достаточно, поэтому пандемии удалось бы избежать. А это очень плохо для автора столь замечательной идеи.

Чуть-чуть о путешествиях во времени. Нам сразу говорится, что конец света наступил двадцать лет назад (кстати, в игре The Last of Us тоже, но это же просто совпадение). И затем откуда-то берутся «голодные» дети от четырех до то ли двенадцати, то ли пятнадцати лет. Кто их родил? Правильный ответ – воспаленное воображение писателя.

А теперь на минуточку забудем про нереальность происходящего и вернемся в самый конец. Конец книги и в какой-то мере фильма, потому что смысл происходящего сценаристами был кардинально искажен. Вероятно, доктор Justineau (я так и не понял, как это правильно произносить, то ли Джустин, то ли Джастине) беременна от сержанта Паркса и самостоятельно, без помощи акушера родит здорового ребенка. Этот ребенок будет обречен на одиночество – он последний из homo sapiens. Хотел бы я для своего ребенка такого будущего? Сомневаюсь. Хотел бы я учить толпу «голодных» детей, которые захватили мир, понимая, что у меня нет никакого будущего? Тоже сомневаюсь. Да, она может выторговать у новой расы некие преференции в виде консервов долгого хранения или дивиди с любимыми фильмами, потому что на данном этапе в ней заинтересованы новые люди. Но что будет потом? Ничего.

В книге Мелани делает то, что она делает просто из-за того, что осознает неизбежность данного этапа эволюции, и доктор Justineau добровольно помогает ей. В фильме же это повернуто таким образом, что именно грибок заставляет девочку завершить уничтожение человечества. И тогда финал становится совершенно бессмысленным.

Надеюсь, факт моего разочарования для всех стал совершенно очевиден. Поэтому перейдем непосредственно к сравнению книги и фильма.

Первое, что бросается в глаза, – это дурацкая политкорректность. В оригинале книги читаем «Now she’s ten years old, and she has skin like a princess in a fairy tale; skin as white as snow». Далее тоже упоминается, что Мелани – бледнокожая, и, очевидно, не только из-за того, что поражена кордицепсом. Зато негритянка, очевидно, доктор Justineau: «Although Miss Justineau’s face stands out anyway because it’s such a wonderful, wonderful colour. It’s dark brown, like the wood of the trees in Melanie’s rainforest picture…» – и далее, – «All you can say is that it’s as dark as Melanie’s skin is light».

Я вовсе не расист, но, по-моему, подобные действия со стороны сценаристов, режиссеров и прочих кинодеятелей являются плевком в лицо автору. Люди, конечно, равны, но нельзя ломать то, что создали другие, особенно, если это кардинально меняет смысл происходящего, как, например, в «Темной башне» Кинга, где на расовых столкновениях главных героев замешано весьма многое, а какой-то идиот белого Роланда превратил в Идриса Эльби.

02

Затем все вроде бы идет хорошо. Во всяком случае, до середины книги и фильма. Да, некоторые моменты, которые присутствуют в книге, в экранизации отсутствуют, но это нормально, хотя зачастую становятся непонятны поступки людей, да и сама суть происходящего слегка расплывается. Например, полностью исчезли юнкеры – выживальщики, которые, как ни крути, в данных условиях выжить не должны были. По крайней мере, не двадцать лет спустя с момента, как началась эпидемия. А они не только живы, но еще и управляют стадами «голодных», чему не смогли научиться миллионы цивилизованных людей.

Долго не мог понять, откуда вообще взялось это слово – «юнкер». В словарях несколько его значений, но нет ни одного, обозначающего «человека, научившегося выживать в условиях постапокалипсиса». В России это – кадет, воспитанник военного училища, в Германии – помещик-земледелец (или кандидат в офицеры СС). Проверил оригинал. Действительно, junker. Так ничего и не понял. Видимо, это какой-то неологизм Майка Кэрри, который в русском переводе звучит несколько странно.

В общем, до определенного момента все идет хорошо. Детей учат разным интересным вещам; некоторые демонстрируют все признаки голодных – например, очень хорошо сыграна реакция на запах живого человека, один-в-один, как в книге; кого-то расчленяет доктор Колдуэлл, которая пытается создать вакцину и одержима жаждой славы спасителя человечества, но на самом деле является посредственностью в мире ученых; в момент извлечения мозга Мелани происходит прорыв периметра толпой зомби; все бегут, стреляют, убегают. Все хорошо. Но потом начинаются серьезные расхождения с оригинальным сюжетом.

Да, нужно ускориться, согласен. Но, может быть, не нужно было сопли жевать в первой половине фильма? Она излишне затянута. Так же, как скомкана вторая половина.

Лису заменили на собаку, которую не пришлось ловить – она сама далась в руки, – и сколько бы она прожила в этом мире? Заменили бесконечную грибную стену на бюджетную башню. Оживили пять месяцев как молчащий, очевидно мертвый, Маяк. Вырезали поход за едой Галлагера и доктора Justineau. Племя диких «голодных» детей показали совершенно неудачно – то ли не удалось заставить правильно играть, то ли не придали встрече с ними никакого значения. Да и показали как совершенно диких, практически животных, но это было не так. Мелани мочит один-на-один вожака стаи, а остальные стоят и смотрят. Замочила и стала новым вожаком. Давно ли читали они Джека Лондона? Кто это такой вообще? Ладно, тогда посмотрите National Geografic, и подумайте, что будет делать стая волков с одинокой собакой.

Упустил еще один забавный штрих – толпу детей в спецовке учеников с базы, которую захватили зомби в начале действия. Хотелось бы выяснить способ, которым их доставили до Лондона, ведь мобильность доктора Justineau в фильме ограничена фургоном; не понятно даже, каким образом ее кормят, чтобы не заразить разлетевшимися спорами. Наверное, Мелани сама взяла грузовичок и проехала сотню километров, потом открыла все двери (которые, между прочим, были заблокированы изнутри) и привезла друзей обратно.

А ведь в книге все это было реализовано довольно гладко. Были тупые и нелогичные поступки, вроде побега Галлагера и его последующего самоубийства – по-другому назвать произошедшее язык не поворачивается. Но в целом все было неплохо.

Напоследок покажу пару картинок.

Унылая пост-апокалиптичная графика. Все бы ничего, но слишком однообразно. Кстати, именно в данный момент Мелани идет по городу и орет в рацию, а стоящие вокруг «голодные» никак не реагируют. Хотя ранее на любой шум кидались.

03

Грибоход. Вероятно, поздняя стадия. Налепили грязи на лицо, чтобы не париться с профессиональным гримом.

04

Итак, итог. Главным образом, разочарование. А фильм вообще полное говно.

Сюжет 3/10 (за попытку придумать научное обоснование феномена зомби)
Легкость чтения 8/10 (читается довольно легко)
Компетентность автора 7/10 (за исследования в области биологии)
Сопли 2/10 (затянуто)
Удовольствие 4/10 (ожидания не оправдались)
Итого 5,0