Печать
Категория: Рецензии
Просмотров: 578

Недавно меня постигло несчастье – подошла к концу последняя книга замечательной трилогии «Волшебники» потрясающего писателя Льва Гроссмана. Я так громко стенал по этому поводу, что одна хорошая девушка пожалела меня и в груде фанфиков и прочей окололитературной писанины нашла крайне высокорейтинговое фэнтези одного молодого и талантливого писателя. «Тебе понравится», – сказала она, и я окунулся в мир героев, мечей и магии.

Немного об авторе, да простит он меня за эту рецензию. Автор много пьет, играет в компьютерные игры и очень несчастлив в семейной жизни, возможно, даже разведен. Крайне неграмотен, что вызывает определенные проблемы с чтением его эпических произведений. Что примечательно, издательство «Альфа-книга», при всем моем к нему глубоком уважении, решило сэкономить на корректоре. Вероятно, чтобы подчеркнуть его неграмотность. Чтобы у вас сразу не создалось неприязненное к нему отношение, нужно упомянуть хорошие моменты: он читает добрые полезные книги, слушает русский рок и любит свою собаку.

Ну что ж, после столь оптимистичного начала, приступим к анализу собственно произведения.

Сюжет

Сюжет данного произведения весьма прямолинеен и незамысловат, и больше всего напоминает прохождение некоей игры вроде Героев меча и магии. Некто идет по карте, сокрушая всех на своем пути. Впрочем, есть и отличие – этот тип весьма неприятен и абсолютно беспринципен, несмотря на то, что нам периодически пытаются втирать, что он добр, честен и порядочен. Ага, как же!

Краткое содержание (если вы собираетесь читать этот цикл, рекомендую не читать текст до следующего заголовка).

Сезон первый. Чувак бухает. Чувак идет трахаться с новой девчонкой. Чувак встречает гопников, которые протыкают ему почку. Вместо того, чтобы тихо умереть, чувак читает стихи на незнакомом языке, его слышит древняя богиня и забирает к себе в иное пространство. Богиня говорит ему «спасибо» и дарит два новых тела – родное с гитарой и демоническое с крыльями и когтями, – и свою силу. И отправляет на подвиги, потому что чувак слишком слаб, чтобы трахать богиню без трагических последствий, и должен усилиться. Чувак встречает принцессу. Принцесса в беде, и пока еще добрый чувак вызывается ей помочь за определенную плату. Чувак грабит священника, случайно убивая несколько секьюрити, и они покидают столицу. По пути он поет песни, находит соратников, убивает еще несколько человек в целях самообороны – в общем, все, как положено. Дружится с местной нежитью и, как бы походя, распевая песню Кипелова, воскрешает мертвую друидку, чем зарабатывает тысячу бонусных баллов у местной братвы. Выполнив миссию по доставке принцессы крестному, он трахает ее, обещает вернуться и отбывает в школу магии и волшебства, путь к которой еще более неблизкий. Встав на путь уничтожения упырей и вурдалаков, приготовившихся к атаке, с которыми он расправляется безо всякого труда, как и положено в любой мало-мальски хорошей RPG, он получает фантастический заказ от своей будущей приемной матери-княгини – это странно, ведь чувак вроде бы не сирота. При помощи божественной силы и пера автора чувак побеждает в нечестном бою жуткую высшую вампиршу и превращает ее в свою рабыню, о чем, как выясняется, та всю свою посмертную жизнь только и мечтала. Внезапно став дворянином, чувак садится на коня и скачет в Хогвартс, где становится студентом, поступая сразу на два факультета, потому что он исключительно уникальный чувак.

Сезон второй. Студент бухает, безнаказанно громит окрестные кабаки и трахает свою рабыню-вампиршу. Бессовестно убивает других студентов на дуэли, пользуясь своим демоническим преимуществом, – а чего бы не убить, ведь они плохие, а он хороший. Заводит новых соратников, чтобы в дальнейшем их использовать. С тяжелым вздохом убивает тех, кто может в перспективе ему навредить. Дает шоу в стиле Майкла Джексона, поражая – естественно! – всех прочих студентов. Борется с коррупцией и пиратством в соседнем государстве, попутно бухая, убивая несколько десятков случайных прохожих и теряя друга-недотепу. И спасает настоящего эльфа. Становится объектом магических интриг.

Сезон третий. Второкурсник развлекается: приобретает некромантскую недвижимость, по традиции бесчестно сражается – и побеждает – на турнире, получает в качестве приза голую девушку, которую тут же за волосы передаривает ее возлюбленному. Бухает и трахает свою вампиршу. При помощи друзей-некромантов спасает свою однокурсницу, которую длительное время насилуют религиозные фанатики. Фанатики повержены – добро снова победило зло при помощи сил ада. Экзамены сдаются экстерном, а второкурсник едет покорять эльфийский фестиваль, где снова бухает. Внезапно – в одну строку – проходят еще два года.

Демон-бакалавр идет на войну, которую снова выигрывает, несмотря на мощные артефакты врага. Счет убитых идет на тысячи, ну и что? Они сами виноваты. Вампирша вышла замуж за местного Киркорова, теперь придется трахать живых. Выпускной бал снова делает кассу – сама богиня огня танцует с нашим чудо-героем. Ректор сулит ему золотые горы и личный Брекбиллс на заднем дворе. Однако придется сначала выполнить обещанное принцессе из первого сезона.

Сезон четвертый, самый хреновый. Универсальный маг созывает знамена и соратников, которые ему задолжали за последние четыре года. Универсальный маг бухает и страдает от похмелья, после чего уничтожает все бухло в целом городе. Универсальный маг активно участвует в гражданской войне и одерживает ряд побед. Враг призывает жестокого могущественного бога, и автору приходится призвать на помощь универсальному магу богов войны и огня. Двое на одного – это по-нашему и очень эффективно. Универсальный маг возводит принцессу на престол, выполняя давнее обещание. Все остальное уму непостижимо – смерть, кровь, кишки. И внезапный хэппи-энд в конце. Бардак и разочарование.

«Пиздец! Зачем я это читал?» – подумалось мне. Вслух.

Герои

Как это обычно водится, в произведении есть главные герои. В хорошем произведении их не должно быть более трех. Исключение – «Игра престолов», но там в каждый момент времени их тоже не слишком много, просто они все время меняются и умирают.

Первая – это прекрасная Аталетта. Та самая принцесса Фенриана, которую некий мерзкий тип с неприятными замашками встречает в самом начале. Очень жаль, что она в него влюбляется. Еще более странно, что это все-таки происходит, ведь он почти сразу демонстрирует ей свой отвратительный облик и на ее глазах убивает в принципе ни в чем не повинных людей. С одной стороны, ее можно понять – она желает своему народу добра, а он в данный момент страдает под гнетом ее дяди-узурпатора, – и девушка хватается за соломинку, узрев фантастическую мощь и голосовые связки землянина. Над страной висит заклятье, которое не позволяет править посторонним, однако в заклятье находится какой-то бэкдор, который смог использовать дядя, и это определенно косяк – и далеко не единственный, к прискорбию моему и других придирчивых читателей. Да, дядя тоже Крэгхист, однако ритуал, который провела принцесса, должен был выбрать наследницу, и всем остальным пришлось бы тихо заткнуться.

Девушке просто некуда деваться, и она отдает свою невинность в обмен на обещание доблестного рыцаря вернуть ей престол. Тот с легкостью соглашается – для него ведь это всего лишь RPG, где возможно все. Он мог бы и сейчас остаться, но слишком эгоистичен и имеет совершенно иные планы.

Аталетта – именно тот персонаж, которому на протяжении всей квадрологии реально сопереживаешь. Отец умер, королевство отняли, возлюбленный уехал на долгие четыре года. Оставшись одна, она пыталась восстановить справедливость, но не имела ни средств, ни возможностей хоть как-то решить свою – и народа Фенриана –проблему. Письма любимому безжалостно перехватывались, телефоны были только у магов, войну саботировали резиденты Гендальфа (хотя здесь в роли Гендальфа лорд Альфрани, как выяснилось, то еще чмо, а еще называется адепт светлой стороны) – в пору было впасть в отчаяние.

Финал ее истории жесток и несправедлив. Демон, которого она любила, все-таки сверг ее дядюшку, но вовсе не потому, что хотел восстановить справедливость, а потому что ему просто понравилось убивать. Затем, в силу божественных интриг и собственного эгоизма, полностью охладел к девушке, и совершал подвиги Геракла по восстановлению Фенриана чисто из-за того, что был связан финансовым контрактом. Между тем тот, кого мы считали добрым Дамблдором (да и как иначе – ведь старичок каждые десять лет исполняет супружеский долг с настоящей эльфийкой, поэтому он априори не может быть злым!), строит планы насчет вторжения Антанты в ее страну, чтобы добыть некий могущественный артефакт – Монолит двух сердец. Зачем он ему понадобился, мы так и не узнаем до самого конца книги. В конце тоже не узнаем. Так или иначе, но боги, которые устроили этот балаган, заставили девушку принести в жертву своего любимого.

Здесь имеет место некая странность. И Аталетта, и Ариох – взрослые люди. Как вы думаете, что сделал бы демон, если бы узнал, что его наставник намерен развязать кровавую резню ради этого артефакта? Экспансивным амбициям Элиаса Альфрани, о которых как-то где-то вскользь говорится, я значения не придаю – торговать всегда выгоднее, чем воевать. Так вот, я уверен, что в первую очередь Ариох связался бы со своим ректором, а затем просто передал бы этот Монолит, раз он зачем-то понадобился Академии. Этот демон, конечно, тип неприятный и самовлюбленный, но не дурак. Поэтому при нормальном развитии событий все произошло бы именно так. Проблема Аталетты заключена в авторе книги. Он сам признавался, что начал писать этот фанфик, чтобы впечатлить понравившуюся девушку – предположим, по имени Наташа, – но она ему не дала. Наберусь смелости и заявлю, что после отказа Наташи судьба принцессы была предрешена – она должна была «предать» Ариоха и сгинуть в бездне. Тем более, что течение всего цикла буквально кричит об этом.

Разъяренный Ариох, при поддержке друзей и соратников, вырезает половину страны и убивает Аталетту, причем с такой жестокостью, что не только его друзья и соратники, но и сами боги ужаснулись. Конечно, он оправдывает себя тем, что это необходимо, чтобы спасти его возлюбленную богиню, но мы-то уже знаем, что все дело в личном неприязненном отношении автора к персонажу. Иначе бы и боги нашли иной выход, чтобы восстановить справедливость.

Чтобы найти второго главного героя, пришлось немало подумать, но, тем не менее, он отыскался. Знакомьтесь – Висс зу Крайн, некромант. Пятьдесят лет назад в этом мире завершилась жуткая война, которую можно сравнить разве что с третьей мировой. Тот факт, что народ находит в себе силы всего через полвека заниматься откровенной херней, кажется удивительным. То здесь, то там видны отголоски этой войны – уничтоженные пахотные земли, нечисть, готовая вонзить в тебя зубы. Но нет, нам не страшен серый волк – мы поем песни и пьем до усрачки.

Тяжела нежизнь умершего и восставшего темного мага. Несмотря на то, что на протяжении четырех книг среднего размера меня пытались убедить, что всяким мертвякам типа зомби не нужна энергия, они способны двигаться бесконечно, это противоречит закону сохранения энергии. В принципе, они могли бы питаться – и питались, об этом не раз было сказано, – кровью. Сама по себе эта жидкость достаточно калорийна – в пять раз калорийнее, чем, например, пиво, – однако следует учесть, что обменные процессы у нежити практически остановлены, поэтому усвоить эти калории и, что говорится, «нагулять жирок» в полной мере не удастся. Эксперты-некроманты могут попытаться развеять мое заблуждение – добро пожаловать, буду только рад. Впрочем, речь не о зомби, а нескольких десятках магов, грустно влачащих мрачное существование в руинах разрушенного Онера, и их властелине – Виссе зу Крайне.

Происходя из проклятого рода, прославленного изощренным садизмом, пытками и убийствами, он являлся редким исключением – даже проведя пятьдесят лет в безуспешных попытках вернуть себе жизнь, он сохранил трепетное отношение к человечеству и много раз пытался остановить Ариоха в его стремлении уничтожить как можно больше жалких людишек. Возможно, именно потому, что за эти десятилетия осознал ценность жизни.

Висс до последнего поддерживает своего товарища, несмотря на то, что тот и ведет себя, как последний идиот, однако не одобряет его действий. Это – исключительное проявление дружбы и, как ни странно это звучит, поразительное стремление мертвого к жизни, ведь Ариох обещал в конце уровня воскресить мертвые тела онерских магов. Не могу понять физику этого процесса, потому что видел мертвых людей – хрен там что восстановишь. Ну, да я ведь не маг.

Для него все заканчивается хорошо – Висс оживает и осознает, какой ценой досталась ему жизнь. Думаю, он и рад, и в то же время желает наложить на себя руки, так как крылатая фраза «цель оправдывает средства» определенно не об этом случае.

Третьих героев будет несколько – это бессмертные боги: маразматик Хронос, отличившийся дебильной шуткой, бог войны Арес, свалившийся в нужный момент, как хрен с горы, стратег Гефест, который, несмотря на древнюю мудрость, конкретно тупил, и олицетворение белой магии богиня огня Гелиона. Гелиона, из-за которой погибли сотни тысяч человек, и которой, собственно, абсолютно пофиг.

Во-первых, Гелиона, скучая где-то в своем пространстве и в триллионный раз раскладывая «косынку», вдруг решает помочь свежеубитому человеку. Да с чего бы вдруг? Из-за того, что он, умирая, произнес какую-то волшебную вразу? Ага, разбежалась! Боги глухи. Глухи, потому что им давно надоели всякие там люди с их дурацкими однообразными проблемами и просьбами. Другое дело, что ей нужен был кто-то, чтобы спариться и, может быть, продолжить божественный род. В таком случае она просто ждала удобного случая. Хотя зачем ждать – она же богиня, могла бы и сама выбрать.

Совершенно непонятно, почему ее избранник оказался геймером, помешанным на фэнтези, а не каким-нибудь мистером Вселенная или Роном Джереми. Еще более непонятно, зачем она дала ему демоническую силу. Огонь в данном фанфике – светлая сила. Она говорит, что демон уже был в нем, и в ее мире всего лишь пророс. Ну, и нахрена он ей тогда понадобился, темный – светлой?

Еще раз хочу заострить внимание на том, что демоны – порождения ада, которые подчиняются дьяволу. И вообще, светлое в этой книге постоянно имеет какой-то сероватый оттенок: Гелиона, играющая в игрушки людьми, лорд-протектор Элиас Альфрани, готовый поступиться светлыми идеалами ради чего-то смутного и непонятного.

Трехтысячелетняя «девушка» постоянно опекает придурка, вытаскивая его из смертельных переделок, в которое того заносит демоническая сущность и вера в собственную исключительность и неуязвимость. Естественно, все это приводит к печальному концу, когда она должна погибнуть, но прочие боги решают, что все должно быть иначе. И не надо мне говорить, что больше никто, кроме него, не смог бы ее спасти. Отправили бы Ареса – он одним ногтем бы прищемил этого светоносного Охриса. Ах, дорогу не смогли бы найти? Но они же боги – пришли к алтарю, где убили Ариоха и покоцали Гелиону, и быстренько пропинговали бы, что и где. Да и Хронос, который ухитрился замедлить время в субпространстве Орхиса, наверняка знал, где оно находится. Лажа, одним словом.

Почему в обзоре персонажей отсутствует Олег-Ариох, я думаю, и так понятно. Это не герой – это алкаш, моральный урод и чмо. Из-за него погибли сотни тысяч невинных людей, и он ни секунды не думал, обрекая их на ужасную смерть. Пусть он периодически кого-то оставлял в живых, но такие акты выглядят подобно тем двум индейкам, которых президент Пиндостана оставляет в живых, – двух из двух миллионов, которые попадают на рождественские столы.

По ходу повествования мы дважды встречаем сомнения автора в интеллектуальных способностях Олега. Сначала это сообщает сам автор, а затем – рабыня и любовница Вереена. Короче, «тупой и еще тупее».

Возможно, автор и хотел показать, как демоническая сущность постепенно прорастает в человеческом организме. Но что-то пошло не так. Скорее всего, просто в нем не вырос человек.

Синтаксис и пунктуация

Некто Олег, будучи еще живым обитателем планеты Земля, учился на филолога. Вероятно, это такой черный юмор, потому что автор совершенно безграмотен. Если многих орфографических ошибок – далеко не всех – ему удалось избежать благодаря такой замечательной программе, как Microsoft Word, то с запятыми произошел полный пиздец. Даже девятиклассники находили по три-четыре ошибки в одном предложении! Куда смотрел корректор? Где так называемые «беты», которые правят фанфики? Неужели никто не читал это прежде, чем оно обрело популярность и высокие оценки в кругах любителей фэнтези?

Я пытался прояснить вопрос, должен ли быть писатель грамотным. Время сейчас двигается ускоренно, все успеть нельзя, поэтому – а вдруг? Но ответ получил такой: должен. На самом деле, грамотность у начитанного человека становится делом естественным, а ведь автор этого цикла определенно очень начитанный человек. Он неплохо разбирается в предмете, о котором пишет, часто употребляет различные спецтермины, разглагольствует о математике магии (правда, формула, которую он приводит в своей книге, не выдерживает никакой критики, но это не имеет значения). Можно придраться, конечно, к его иерархии демонов, так как она несколько отличается от канонической: архидемон – это и есть высший демон, а у него высший находится еще выше, – ну, пусть так и будет. Какая по сути разница?

Если бы мне пришлось оценивать все четыре книги отдельно не только с точки зрения грамотности, но и целостности стиля, то первую я бы просто выбросил в помойку – она нуждается в полной переработке, – вторую и третью оставил бы как есть – там много лишнего хлама, но зато заметен рост писательского уровня, – а четвертую порвал бы ровно посередине, во вторую часть бросил бы файрбол, а в конце первой так и написал бы – «конец». Это не оценка? А что же это? Жирная единица, двойка, двойка с плюсом и еще одна единица.

Отдельный вопрос – запикивание мата. Я читаю книгу и не хочу каждый раз догадываться, что там скрыто под многоточиями. Это неуважение к читателю. Если ты стесняешься материться – не матерись. Мало того, что эти многоточия можно расшифровать, так там еще и такие конструкции бездарные используются, что волосы на встают дыбом. На жопе.

Косяки

Это мой конек. Жена не может смотреть со мной фильмы, потому что я вижу все глупости, какие там происходят, и часто громко объявляю о них. Хотя в последнее время просто тихо ржу, чтобы не мешать просмотру.

Так вот, косяков здесь тьма. Я понимаю, что это темное фэнтези, но это не значит, что на одной странице можно утверждать одно, а на следующей совершенно другое. А тут это постоянно. Иногда автор пытается исправить свои ошибки, придумывая нелепые объяснения, почему это произошло именно так, хотя произойти не могло вообще, но разве не лучше было бы вернуться назад и слегка поправить текст? Текстовые редакторы со времен Electric Pencil позволяют изменять набранный текст и даже удалять то, что получилось совсем плохо.

Перечислять все, конечно, нет смысла – моей целью было короткое эссе, а не двухстостраничная тягомотина. Упомяну пару особо возмутительных вещей.

На первом месте секс с вампиршей. Она холодная, о чем нам неоднократно говорилось. Если вы мужчина, то попробуйте подрочить под струей холодной воды. Хотя нет – под струей холодной сухой воды! Не могу это представить, но полагаю, то удовольствие куда ниже среднего. Похоже, кто-то здесь некрофил?

На втором – трюк с гитарой и мгновенным переодеванием. Мало того, что это противоречит законам физики, так еще и вызывает резонный вопрос: где склад гитар, где ларек по продаже джинсов, где салон сотовых телефонов? Откуда взялась эта фишка, понятно. Сначала это был баг, потому что при побеге из Вельминта у Олега пропала гитара, а возвращаться на пару страниц назад, чтобы прихватить ее с собой, автору религия не позволила. Потом баг превратился в фичу.

На третьем – совмещение должности лорда-протектора и ректора Академии. Нереально, даже в сказке. Как сказал один президент – вы или наукой занимайтесь, или законотворчеством. Мелочь, но мне лично неприятно.

Шпионские артефакты. Типа, для общения по мыслесвязи нужны здоровые такие магические кристаллы, а для подслушивания довольно и маленькой хрени размером с мышиную письку.

В самом начале книги вызывает недоумение следующий абзац.

В тексте книги нигде нет ни слова про сравнение с немцами. У кого-то мысль бродила в пустом пространстве?

Вас не оскорбляет этот текст? Меня – очень. Прилепить к имени и отчеству сталина фамилию Гитлера – это верх цинизма. И нисколько не оправдывает эту херню то, что далее речь идет о неважном знании истории в отдельно взятом феминистическом мире.

Знает ли автор, что в тропиках не растут ни березы, ни осины? А в первой книге несколько раз упоминаются именно эти деревья. Именно в Фенриане.

Ха! Ха-ха. Олег, который никогда лошадь не видел, понимаешь, кое-как сидит в седле, а принцесса, у которой верховая езда была в числе обязательных уроков лет с пяти, – сдулась, и держится на одной гордости.

Сразу видно, что этот мир полностью игровой. Ни один полководец не стал бы так поступать. Кому нужна тысяча вооруженных голодных мародеров? Только тому, кто привык к тому, что битва происходит только на поле боя.

И, конечно, нельзя не упомянуть о финале этого произведения. Демон разрушил половину страны, уничтожив сотни тысяч людей, но – щелчок пальцами – сексуальные извращения секс-доминиона архидемона Аштерот всех настолько обрадовали, что оставшиеся стали жить дружно и счастливо. Пиздец! Исполнилась мечта идиота – на карте образовалась страна с блекджеком и шлюхами. И на это молятся тысячи фанатов?!

Резюме

Читать «Путь демона» можно только полностью отключив мозг. Если не обращать внимания на ошибки, то читается быстро и легко. Вплоть до финального бреда.

По системе, которую мы постараемся создать для оценки книг, получается следующее:

Сюжет 3/10
Легкость чтения 9/10
Компетентность автора 8/10
Сопли 1/10
Удовольствие 0/10
Итого 4,75